Пестрый

 

 

Семиотика цвета в казахской культуре не может обойти вниманием понятие «ала» (пестрый, разноцветный), который характеризуется рядом значений. Пестрый цвет у казахов символизирует срединный мир, жизнь со всеми оттенками: добро и зло, единство и разногласия и т.д. Есть версия, что концепт «ала» (пегий), имея глубокое семантико-символическое значение в казахской (тюркской) культуре связано с почитанием древнейшего тотема, некоего пегого коня-божества и др.
 

Смысл понятия «ала» наиболее полно раскрывается в контексте ритуально-обрядовой культуры. Прежде всего, это обряд «тусау кесу» (разрезание пут ребенка), где главным атрибутом является пестрая веревка – «ала жiп». Она представляет собой пестрый жгутик, сплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов: белого, зеленого и красного (иногда черно-белого). У казахов широко бытует наставление — «біреудің ала жібін аттама!», что в смысловом переводе означает «не совершай предосудительных поступков». 
 

В устно-поэтическом творчестве казахов часто встречается упоминание о пестром знамени, которое обозначается как «көк ала ту» (сине-пестрое знамя), «ала ту» (пестрое знамя) или «ала-шұбар ту» (огненно- пестрое знамя). Вероятнее всего, такие пестрые знамена связаны с мифическим первопредком казахов — Алаша ханом (алаша от ала – пестрый). Этот цвет дал название и традиционному казахскому тканному ковру «алаша», характеризуемого как проявление многоцветия жизни и презентация уникальности и самобытности художественной картины мира. Другим художественным проявлением «ала» представляется керамическая посуда с хаотичными подтеками разных цветов, которую в центрально-азиатском регионе называют «ала гули или ала було». Считалось, что такая посуда не подвержена сглазу. 
 

Понятие «ала» получило отражение и в традиционной топонимике: Алатау (пестрые горы), Алакөл (пестрое озеро) и др.

.